И какова связь между знанием истории и психологической устойчивостью?
статья — 2я о кризисах))) опубликованная в ФОРБС УКРАИНА
Кризисы являются необходимым условием духовного развития человека. Они не только меняют самоидентичность, но и придают личности ее индивидуальные черты. Развитие общественных отношений неоднородно и сопряжено с преодолением этапов, навсегда меняющих общественное сознание. В этом смысле не только личность, но и общество в целом проходит через своеобразные изломы.
Глубокое понимание психологической сущности кризисов, а также взаимосвязанности идеологии, политики, экономики и других сфер, позволяет быстрее находить пути выхода и сохранять психологическую устойчивость в критических ситуациях. Ведь кризисы рано или поздно заканчиваются, а память о том, кто как реагировал на вызовы в сложных условиях, остается надолго.
Чтобы разобраться, почему происходят кризисы, чего от них ожидать и каким образом на них реагировать, попробуем отвлечься и посмотреть на это явление с максимально общих позиций, выявив основные закономерности их протекания на нескольких примерах.
Идеологический кризис
Необходимым условием смены политической идеологии является кризис общественных отношений. Одновременно он является как мотивирующим, так и структурирующим фактором, определяющим пути выхода из него. Именно накопление ощущения неудовлетворенности в какой-либо сфере человеческого бытия неизбежно приводит к кризису – ситуации, когда количество психологического напряжения становится достаточным для смены текущей политической идеологии.
Характерной чертой современного политического кризиса является общественное напряжение, связанное с осознанием манипулятивности политических процессов: обман со стороны СМИ, непрозрачность выборного процесса, отсутствие у партий ясно выраженных политических доктрин
Это касается не только идеологической, но и экономической, межличностной, и даже научной сферы. Так, в своей книге «Cтруктура научных революций» Томас Кун рассматривает смену ведущей научной теории как следствие накопления большого количества необъяснимых фактов, что приводит к поиску новых гипотез и рождению принципиально новых теорий. Согласно теории Куна, кризис – фактор чисто психологический: именно шаблоны восприятия и сопротивление изменениям представителей старой школы мешают появлению новых описаний. Две старые научные школы будут драться до последнего за свои представления, а затем придет новое поколение ученых, и им «все сразу станет понятно».
Этот подход применим и к политической сфере. Конечно, смена правящих идеологических воззрений – ситуация редкая, но, тем не менее, встречаемая. Достаточно вспомнить переход от феодального строя к идеологическим формам управления, а также последовательное усиление капитализма, социализма, появление технократической идеологии и т.п.
Важно отметить, что каждая идеологическая система определяет не только форму общественных отношений, но и систему ценностей. В этом смысле смена политической идеологии должна осуществляться методами и средствами, согласованными с новыми ценностными ориентирами. Например, когда большевики в 1917 году пришли к власти, то отказались выплачивать внешние долги царского правительства, что ставило в тупик капиталистический мир. В их ценностной сетке не укладывалось такое поведение. Однако в новой системе ценностей частный капитал воспринимался как награбленный, и иметь дело с «преступниками» никто не собирался.
Система политического управления, экономика, образование, медицина и многие другие сферы человеческого бытия идеологически зависимы. Так, например, советская медицина была бесплатной, а научный «прорыв» и трудовой подвиг были коммунистическими идеалами труда человека. Современные либералы стараются максимально оградить государство от регулирования рынка. Можно смело говорить и о современном технократическом образе человека – потребителя, живущего в рамках мифа «рационального государственного управления».
Характерной чертой современного политического кризиса является общественное напряжение, связанное с осознанием манипулятивности политических процессов: обман со стороны СМИ, непрозрачность выборного процесса, отсутствие у партий ясно выраженных политических доктрин, а также существенное расхождение действий народных избранников с декларируемыми ими ценностями.
Слишком уж очевидным стало, что современная политическая игра – манипулятивная технология, лишенная высших смыслов.
В этом контексте нынешний политический кризис не только является проявлением кризиса идеологического, но и содержит в себе зачатки новой политической идеологии. Ее поиск невозможен без обстоятельного изучения философии, истории политических учений и психологии управления.
Кризис манипулятивных методов управления
Каждый человек по своей природе стремится к целостному состоянию – физическому, эмоциональному, ментальному и духовному счастью. В этом смысле человека можно сравнить с пружинным механизмом, давление на элементы которого приводит к общему усилению напряжения системы. В таком состоянии человек может находиться достаточно долго благодаря перераспределению напряжений внутри системы. Однако если давление перейдет определенную грань, вся система начинает менять свою конфигурацию, стремясь к максимально возможному расслабленному состоянию.
За последние 100 лет психология стала неотъемлемой частью политического управления и дала огромное количество инструментов диагностики и влияния на состояние людей. Однако использование ее методов в основном служит для манипуляции человеческим сознанием
Говоря о психологии политического управления, необходимо подчеркнуть важнейший критерий его качества – здоровье общественных отношений. Речь идет не только об ощущении физического благополучия, но и о балансе психологических и духовных настроений, удовлетворенности основных потребностей общества. Когда власть не удерживает равновесия какого-то из аспектов, в обществе возникает психологическое напряжение, которое, накапливаясь, может выплеснуться совершенно непредсказуемым образом.
С психологической точки зрения для гармоничного управления людьми, наряду с развитием общественных отношений, власть обязана непрерывно следить за состоянием людей и принимать меры по устранению или равномерному перераспределению напряжений, стремясь на каждом новом этапе стабилизировать состояние общества.
За последние 100 лет психология стала неотъемлемой частью политического управления и дала огромное количество инструментов диагностики и влияния на состояние людей. Однако использование ее методов в основном служит для манипуляции человеческим сознанием.
Такая ситуация имеет ряд интересных последствий: рост психологической грамотности населения приводит к поиску более изощренных манипулятивных средств и ставит управленцев в ситуацию непрерывного изучения и материальной поддержки развития психологической науки.
С одной стороны, психологические знания являются мощнейшим инструментом влияния на людей, с другой – изучение психологии существенно влияет на личность, ее изучающую. В этом смысле политик становится все более гуманистически ориентированным, что создает внутренний конфликт, требующий пересмотра собственных идеологических воззрений. «Победивший дракона сам становится драконом».
Нежелание менять свои воззрения приводит к негармоничному прохождению кризиса. Так, например, Тибетское королевство несколько сот лет назад отказалось от европейского идеологического влияния, тем самым затормозив свое политическое развитие на уровне феодального общества. Это привело к серьезным последствиям в культуре, экономике, образовании и других областях.
Китай, напротив, активно воспринял коммунистическую идеологию, что позволило на тот момент сделать серьезный культурный, экономический и военно-промышленный скачок и установить контроль над тибетской территорией. Конечно, можно сочувствовать народу Тибета, однако это результат некорректно пройденного политического кризиса. Что и привело страну к регрессии на фоне усложнения управленческих форм европейских и соседних государств.
Кризис украинской политической культуры
Кризис всегда связан с конкретными людьми и сопряжен с переосмыслением ими своей жизни и мировоззрения. Появление ситуаций, толкающих к выходу за рамки привычных ролей, обнаружение мировоззренческих, духовных или же психологических противоречий является фундаментом любого настоящего кризиса.
В таких условиях человек всегда принимает решения, память о которых формирует его внутреннюю культуру. Подобно этому и политическая культура страны определяется памятью о пройденных политических кризисах и выводах, переданных будущим поколениям.
В этом смысле отрицание своей истории или же игнорирование серьезного ее анализа – путь к ее повторению.
Вместе с тем необходимо помнить, что уровень образования и культуры в стране вполне соотносим с уровнем развитости управленческого аппарата. В этом смысле если общий культурный уровень страны поднимется, то и люди, находящиеся в управлении страной, тоже будут другими.
Скорость таких изменений может быть различной в зависимости от специфики национального менталитета. Так, в Украине очень высока инертность общественных изменений: «моя хата с краю», а также высокий уровень критичности в отношении чего-либо нового.
Согласно статистическим данным Research and Branding Group, около 80% украинцев никогда не выезжали за границу. Можно ли это объяснить отсутствием интереса или спецификой социотипа – вопрос риторический. Хотя военная ситуация в стране вполне может стать тем самым фактором, который подтолкнет людей к изменению своей жизненной позиции.
В этой связи нет ничего удивительного, что мы наступаем по второму и третьему разу на одни и те же грабли: порой национализм в его худших проявлениях, граничащих с экстремизмом, все еще витает в сознании людей. Точнее, людей легко зацепить этим, для них это важно, эмоционально значимо. Сказывается низкая образованность в вопросах истории политических учений, психологии и банальное отсутствие культуры мышления.
Память и внимательность к деталям очень важны как для конкретной личности, так и для общества в целом. Историю нельзя забывать, если мы не хотим ее повторения.